Анонимные алкоголики: принцип и дух работы сообщества в России

Сообщества анонимных алкоголиковСообщество анонимных алкоголиков сегодня включает более шестидесяти миллионов людей, желающих прекратить свою зависимость от употребления алкоголя. Принцип работы содружества довольно прост: желающие «завязать» с пьянством выпивохи, так же, как и уже бросившие пить индивидуумы (обычно не уверенные, что они бросили употреблять алкоголь навсегда, а не до очередного праздника или другого повода) собираются в группы под руководством уже наверняка прошедшего путь исцеления трезвенника. В этих группах может быть от 7-10 до 50-60 человек.

В беседах друг с другом члены образовавшихся сообществ пытаются выяснить, как им избежать обстоятельств, в которых им не удержаться от выпивки, делятся личным опытом, успешными и неудачными попытками бросить пить, в западном мире еще и совместно молятся.

История создания сообщества АА и методы его работы

Как создалось сообществоИсторическое предание гласит, что в разгар Великой Депрессии и «сухого закона» два американских алкоголика, некие Боб Смит и Билл Уилсон, не сумев достать спиртного, решили выговориться друг другу. После чего они с удивлением обнаружили, что полностью откровенная, предельно искренняя беседа прекрасно отвлекает от мыслей о выпивке. Их опыт был взят на заметку боровшимися с нарушениями сухого закона пасторами, прекрасно понимающими силу воздействия искренней исповеди на грешников и через два-три года в США насчитывалось уже несколько групп, позже получивших название общества Анонимных алкоголиков.

Так как в США тех лет любое дело начинали с именем божьим на устах, то в духе ассоциации есть немного от сектантства. Так, каждый член, помимо прочего, должен:

  • веровать в бога,
  • признавать, что справиться с алкогольной зависимостью можно только и исключительно с божьей помощью,
  • просить господа победить страсть к выпивке и избавить от страданий абстинентного синдрома и других сопутствующих алкоголизму заболеваний.

Справедливости ради надо отметить, что протестантские пасторы США искренне боролись с алкоголизмом ─ первое подобие будущих групп было устроено еще в 1840-ом году («Вашингтонская группа»), на рубеже XIX и XX-ого столетий под патронажем проповедников существовали такие антиалкогольные содружества и союзы, как «Сообщество ранних христиан» и «Оксфордская группа». Так что, несмотря на то что сам Иисус Христос превращал воду в качественное вино, участие протестантских церквей (или протестантской морали) в борьбе с алкоголизмом вполне оправдано.

Но стоит заметить и то, что попытки учредить «антиалкогольные» общества «сверху» не давали ощутимого результата до тех пор, пока люди не решились сами, «снизу», основать группы желающих бросить выпивку.

Анонимные алкоголики России

Анонимные алкоголики в странеИменно в связи с неким «сектантским» духом (частым упоминанием имени божьего всуе), в СССР АА долго не могли прижиться. Хотя при каждой неврологической клинике уже в начале 80-ых годов существовали группы по 7-10 человек во главе не с бывшим алкоголиком, но с опытным психологом, который и выводил пациентов на откровенный разговор о вреде алкоголя и тех болезнях, которые он провоцирует. Так что некое подобие групп «Анонимных алкоголиков» существовало еще во времена СССР, пусть и исключительно в больницах для пациентов с неврозами. Так что в любом случае массового характера движение не имело.

В 1987 году, в связи с «антиалкогольной перестройкой», в Москве было организовано (но, опять же «сверху», при «подталкивании» властей ─ американский проповедник Дж. У. Кэнти просто «пробил» на волне потепления идею о создании первой группы, он даже требовал у Горбачева поставить «антиалкогольный балет») первое сообщество, основанное на «двенадцати шагах и принципах» мирового сообщества ─ группа «Московские начинающие».

К концу девяностых, когда алкоголизм приобрел характер национального бедствия, группы стали возникать уже по «мировым стандартам»: искренне желающие отказаться от выпивки люди начали самостоятельно организовываться в сообщества. В них вошли многие известные писатели и рок-музыканты (в частности, лидер группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан).

Тем не менее именно дата основания «Московских начинающих» считается датой рождения сообщества.

В 2017 году АА отмечали тридцатилетие собственной деятельности, благодаря спонсорам выпущены Большая Книга сообщества и DVD с двумя фильмами о деятельности сообщества в России.

Двенадцать шагов и 12 принципов

Помимо приведенных выше упований на господа и молитвенных призывов к нему, знаменитые «12 шагов» содержат и много рациональных, психологически верных установок.

К примеру:

  • Сообщества анонимных алкоголиковчеловек должен признать, что алкоголь разрушает и дезорганизует его жизнь, делает её неуправляемой.
  • Что сам он справиться с этой напастью не может, признать свое личное поражение в битве с алкоголизмом.
  • Бесстрашно и откровенно попытаться, при помощи других членов группы, определить собственные слабости и смело рассказать о них.
  • Признать, что природа этих слабостей носит алкогольный характер.
  • Признать другие собственные недостатки (например, слабоволие или леность духа).
  • Вспомнить всех людей, кому алкогольное опьянение «кающегося» причинило вред и постараться возместить этот ущерб.
  • Сразу признавать личные, собственные новые ошибки и исправлять их.
  • «Встать на путь просветления», найдя что-либо интереснее и полезнее выпивки.

Как видим, знаменитые 12 шагов анонимных алкоголиков на самом деле напоминают призыв к массовому покаянию. Глубоко верующий человек вполне может заменить участие в группе «АА» исповедью перед мудрым духовным отцом. Неверующий ─ откровениями с психиатром или психоаналитиком. Но в этих случаях человек поможет исключительно самому себе, а точно так же «исповедовавшись» перед группой единомышленников, он, скорее всего, поможет и другим участникам его сообщества. Поэтому так важен дух товарищеской откровенности на собраниях «АА»

Интересны и менее известные «12 принципов анонимных алкоголиков». Это своего рода традиции, рекомендации, выработанные на основе деятельности первых групп анонимных алкоголиков, с учетом их ошибок. Эти двенадцать традиций содержат наставления в духе:

  • Личное выздоровление каждого зависит от единства группы.
  • Единственное и главное условие для того кто хочет стать членом содружества ─ искреннее желание бросить пить.
  • Группе «АА» никогда не нужно связываться с финансированием каких-либо проектов, чтоб меркантильные проблемы не отвлекали участников от главной цели.

Полностью с этими очень интересными «Двенадцатью традициями» желающие могут познакомиться в википедии или на сайте АА.

Проблемы

Тем не менее сообщество «АА» развивается в России довольно медленно, отнюдь не теми темпами, на которые рассчитывали западные идеологи движения и многие спонсоры.

Западные психологи и специалисты по борьбе с алкоголизмом видят две основные причины не слишком успешного развития общества:

  • «Русским следует открывать за обедом окна, чтобы сильно не напиваться» (эксперт по зависимостям Хейди Браун).
  • «Российское правительство заинтересовано в том, что управлять пьяным населением» (политолог Марк Шрад, книга «Политика водки»).

На самом деле, причины не слишком большого успеха в России кроются в другом. Российские исследователи называют следующие факторы, благодаря которым русский человек скорее временно пойдет жить и работать послушником при каком-либо монастыре или обратится к личному психоаналитику, чем вступит в группу:

  • Как работает сообществоРусские не привыкли к идее, что пьяница может кому-то помочь избавиться от алкоголизма, более вероятно, считают в России, что алкоголик «поможет» бросившему пить человек снова сорваться в запой.
  • Русские люди привыкли к откровенности с друзьями, а не с неизвестными персонажами, тем более ─ алкоголиками, пусть те и «травят» якобы правдивые «байки» о своей нелегкой жизни. Этот психологический барьер переступить крайне сложно.
  • Хотя на официальном сайте и написано на главной странице, что группы «АА» работают с людьми «вне зависимости от вероисповедания», большинство русских являются православными или атеистами и постоянное упоминание имени божьего на собраниях групп, противоречит духу как первых («не поминай всуе»), так и вторых («нет никакого бога, что привязались!»).

Какие беседы проводятся в сообществеК последнему пункту необходимо добавить, что в девяностые россияне слишком натерпелись от всевозможных сект и теперь самые подозрительные задаются резонным вопросом: «если я разоткровенничаюсь перед незнакомцами, не сделает ли это меня управляемым лидерами группы, не смогут ли они меня запрограммировать на те или иные действия?».

Тем не менее, группы, если и добились весьма средних успехов сами, то в любом случае сильно помогли борьбе с пьянством в стране. Используя опыт «АА», начинают работать психологи и целые группы при православных храмах. Да и к самому сообществу люди начинают относиться без прежнего духа предубеждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

5 × 2 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: